Мастер и в кадре, и в режиссерском кресле: каким был творческий путь Владимира Меньшова

Мастер и в кадре, и в режиссерском кресле: каким был творческий путь Владимира Меньшова

Он доказал, что «Москва слезам не верит», и получил за это «Оскар» – не стало народного артиста РСФСР Владимира Меньшова. Режиссер болел коронавирусом. Владимиру Меньшову был 81 год. Работы знаменитого режиссера давно стали киноклассикой. В них о любви и дружбе, о судьбе поколений и самобытном характере. Зрители легко узнавали в героях себя и разбирали ленты на цитаты.

Он был мастером и в кадре, и в режиссерском кресле. Сын моряка и домохозяйки о кино мечтал с детства, многие фильмы знал наизусть. Как потом будут знать его собственные картины. После первых же сеансов они разлетались на цитаты.
Актеру с не самой выразительной внешностью, Меньшову удивительно легко давались самые разные типажи. Вот он в образе застенчивого холостяка Паши Голикова. А вот в роли взрывного маршала Жуков, который наводит порядок в послевоенной бандитской Одессе. Число ролей, которые сыграл Владимир Меньшов, перевалило за сотню. Брался и за второстепенные. Например, в абсурдной комедии «Город Зеро».

У актера Меньшова была мечта – самому руководить на съемочной площадке. Во время съемок дебютной картины «Розыгрыш», он понял, что это его. И сразу же взялся за вторую.

«Человек, испробовавший режиссерской профессии, – это как тигр, испробовавший человеческой крови», – говорил Меньшов.

В 1979-м выходит эпос Меньшова о простых советских людях – «Москва слезам не верит». Здесь Меньшов воссоздал 50-ые, время, когда он сам штурмовал Москву. Картина не только стала любимой для миллионов советских зрителей, но и получила премию «Оскар», как «Лучший иностранный фильм».

«Когда картина стала обрастать уж постепенно: звук, музыка появляется. Смотрю: люди уже выходят со слезами из зала, и понеслось», – вспоминал режиссер.
Главная героиня – супруга Меньшова Вера Алентова. Он осмелился предложить ей эту роль только после того, как от нее отказались другие претендентки.Марлен Хуциев как медиум советской эпохи

Мастер и в кадре, и в режиссерском кресле: каким был творческий путь Владимира Меньшова

В творческом пути режиссера было много мистики. «С Верой было достаточно рискованно, потому что она уже была в возрасте 35 лет, а надо было девочку 18-летнюю играть», – отмечал Меньшов.

Еще один фильм, без которого советское кино и представить нельзя, – «Любовь и голуби». Ему однако не дали дорогу на большие фестивали. В то время шла антиалкогольная компания.

«Все, что ты делаешь: спектакль, фильм – это твое дитя, и, конечно, хочется, чтобы это было оценено хотя бы не отрицательно. Он тяжко переживал», – поделилась Вера Алентова.

Борьба с цензорами, критиками так утомила Меньшова, что он почти 10 лет ничего не снимал. А в 95-м снова заявил о себе еще одним шедевром: комедией-фарсом «Ширли-Мырли».

«Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» – это картины, которые стали такой же частью нашего мировоззрения как сказки Пушкина, вот такого уровня фигура Меньшова», – сказал режиссер Карен Шахназаров.

Владимир Меньшов никогда не боялся публично выразить свое мнение: отказался вручать приз фильму «Сволочи», посчитав его позорным для страны, не подписал решение о выдвижении на «Оскар» фильма Никиты Михалкова. До последних дней он активно снимался, выступал и преподавал для молодых кинематографистов. Пока судьба не поставила точку в сценарии его собственной жизни.

Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования в связи со смертью режиссера.

Мастер и в кадре, и в режиссерском кресле: каким был творческий путь Владимира Меньшова

Источник

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)